Вот как-то так оно для меня и начиналось. День города Санкт-Петербурга 1993-года. Стояла хорошая погода. Отец с утра сидел над какой-то картонкой и рисовал.
Да, знаете, я привык называть Игоря отцом, хотя на самом деле он был вторым мужем моей мамы. Он с моих трёх лет воспитывал меня, учил. Первую марионетку, простенького деревянного робота на шарнирах с носом из обивочного гвоздя с красной шляпкой, он мне подарил когда мы жили в Пушкине в 1989 году.
Она хранилась в помещении театра вместе со взрослыми марионетками. Да, в то время театр имел своё помещение на улице Набережная, в здании бывшей Царскосельской мужской гимназии. Я очень гордился тем, что моя марионетка висит вместе со взрослыми куклами. Потом она неожиданно исчезла, и Игорь удивлённо нашёл её в мусоре.
Сейчас, оглядываясь назад, думаю этот эпизод был предвестником того предательства друзей и коллег, которое позже чуть не сломило отца. Ведь вскоре, всего через несколько месяцев, мы уехав всего на неделю в Ленинград, вернувшись увидели на двери театразамок, а попав внутрь - пустоту и всего трёх марионеток. Это были человек-дудка по имени Картаус из спектакля "Финист ясный сокол" и пара разбойников. Картаус позже обрёл имя Ду-ду и стал символом театра. Разбойники, переодетые, переподвешенные и перекрашенные стали Пьеро и Арлекином.
Остальные куклы исчезли, как и декорации. Люди, которых Игорь считал друзьями предали его. Что, впрочем, не мешает сейчас тому кто в первую очередь несёт ответственность за это предательство, гордо писать в своём резюме, что он начинал карьеру в "Деревянной Лошади". Надеюсь, свои тридцать червонцев от Пушкинского горисполкома он получил.
Так отец потерял своё детище и друзей. Не знаю что бы с ним было если бы не поддержка мамы. 89-91 годы. Конец перестройки, дефицит. Мы еле сводили концы с концами.
Потом, летом 1991 года Игорь с мамой поехали с куклами на фестиваль в Гамбург. Привезли валюту, ананас, и уехав из СССР вернулись уже в Россию. Я сидел в это время с бабушкой на даче, нам было очень страшно, что они не смогут вернуться. Но, всё обошлось.
Нам стало чуть легче жить. Игорь работал в "Классическом Театре" Л. Мартыновой декоратором и играл там Ферапонта в "Трёх сёстрах". Начались гастроли. В 1992 году с "Тремя сестрами" они выступали в Бостоне. Там отец попробовал выступить на улице с марионетками.
Он и раньше выступал с куклами на улице. Ещё в советское время с перчаточным театром "Глобаль" у Казанского Собора.
В США он обрёл нужные знакомства, и собрался летом 1993 года ехать в Бостон на всё лето. Но перед этим он решил выступить на дне города.
27 мая 1993 года.
Художественная мастерская на верхнем этаже дома во дворах на Кораблестроителей. На верстаке сохнет изукрашенная картонка с надписью "Не оскудеет рука дающего". Светит солнце, мы всё собираемся и едем на Невский. Вот каким транспортом мы ехали я, признаюсь, не помню. Кажется троллейбусом, но, возможно в метро. Это было не так важно. Намного важнее было иное. Одной из марионеток должен был управлять я.
Этой марионеткой был совсем недавно завершённый гармонист Егор. Сделанный по маминому эскизу, краснощекий, весёлый гармонист должен был играть и танцевать совместно с гитаристом Петрушей.
Доработанная Игорем вага при должной сноровке позволяет управлять сразу двумя куклами.
Но тут Игорь решил, что показывать Егора буду я. Помню как я учил с ним номер. Надо же работать синхронно. Это было сложно, да и нитки по высоте были сделаны под взрослый рост. Но, я худо-бедно справился.
Позже уже в США, я не раз выступал с Егором. Но это первое публичное выступление с марионеткой запомнилось мне особенно.
Солнце, закуток перед Петрикирхе, и буквально толпа людей, смеющихся, радостных. За пару часов шляпа была полна. Конечно, это были копейки, в это время деньги быстро обесценивались. Но, для уличного артиста деньги это не только доход, но и показатель внимания публики. Выступая сейчас иногда на Горьковской, я одинаково радуюсь и положенной в мою шляпу тысяче и копейкам. Ну, почти одинаково, что уж кривить душой.
Вот выступление закончилось. Мы собрались и поехали домой. Там содержимое шляпы было вывалено на стол. И мы втроём считали деньги. Мама смеялась, отец что-то напевал. Жизнь начала налаживаться.
Потом, мы с мамой поехали на дачу, а Игорь улетел на всё лето в Бостон. А через год мы все вместе летели туда, через Дублин и Нью-Йорк. Летели мы уже почти что вчетвером. Через пять месяцев после переезда у меня появилась сестренка Аня. А ещё у Ани есть кукла ровесница, доделанная ровно в день её рождения.
Но это уже совсем другая история.
Фото 1) Игорь с перчаточным спектаклем около арки Казанского Собора. Примерно 1986-1988 год.
Фото 2) Выступление Игоря с марионетками на Браттл Сквер в Кембридже штат Массачусетс. 1994 год.
Больше таких историй в группе посвящённой театра "Деревянная Лошадь" и его создателю Игорю Фокину: https://vk.com/club219226472