Чародейка
Я никогда не был противником концептуальных постановок как таковых. Бывает, что постановка переносящая нас в иную эпоху и обстоятельства, оказывается лучше, чем некоторые классические.
Например, сделанная в эстетике Лас-Вегаса "Девушка с Запада" с Вестбрук и Тодоровичем намного лучше, чем как бы классическая постановка Арно Бернара с его нелепой попыткой создать на сцене динамику при помощи имитации броуновского движения.
Хорошая постановка - это постановка со смыслом, постановка развивающая и дополняющая оригинальное произведение.
Например, до чего же прекрасно так называемое "Кольцо Столетия", в котором "Золото Рейна" сделано в костюмах 17-18 веков и с уклоном в стимпанк, а остальная трилогия под 19 век. Вотан в характерной вагнеровской шапочке в исполнении Маккентайра, бродящий по лесу в "Зигфриде".
Призрак бродит по Европе, призрак "вагнеризма".
И это прекрасно.
Материал "Чародейки", и музыкальный, и сюжетный, позволяют сделать оперу не менее яркую, чем оперы Вагнера.
Для этого надо понимать особенности русской культуры, русского сказочного мифа. Кстати, для грамотного переноса в другую эпоху тоже нужно знать контекст.
К сожалению, закончивший в 70-е Оксфорд режиссёр явно с контекстом не знаком. Его постановка не льстит оксфордскому гуманитарному образованию.
Возникает впечатление, что всё, что автор знает о России, это Царскосельский лицей, Онегин и мультфильм "Летучий Корабль".
Первое действие. Зал с белыми пенопластовыми стенами, сделанными в стиле провинциальных дворцов, какие строились дворянством по всей России в конце 18-го столетия. В этом зале стоит стол и ходит толпа пошатывающихся мужчин одетых примерно под 19 век. От Пушкинской эпохи до предреволюционной.
Есть толпа жриц любви и главная героиня. Все жрицы и главная героиня в красном. Мужчины в основном в чёрном. Кулачный боец в неплохом костюме с искусственными мышцами и в тельняшке поверх. Кордебалет.
И вот тут в первый раз становится очевидна творческая импотенция режиссёра. Ну, хочешь ты показать бордель. Так не стесняйся, не сдерживай себя. Если кордебалет - то канкан, а не намёки на него. Если БДСМ - то по полной, со стеками и плетками, а не попробуйте угадать, это случайно похоже или нет. К чему эти полумеры?
Ну, в конце концов, если режиссер сам никогда не бывал в подобных хм... элитных учреждениях, то можно посмотреть полную версию "Братства Волка", там и бордель, и Белуччи. Ну, или, если режиссёр по-британски традиционен, то там есть Кассель.
Сцена с князем, кумой и танцем Дьяка неплоха, но можно было опять же жёстче, если это бордель с элементами БДСМ. Отдельно, в середине действия у помещения наверх поднимается потолок. Видно, режиссер кроме вышеупомянутых - лицея, Онегина и "Летучего корабля" знаком с русской идиомой "сорвало крышу".
Второй акт. Та же основная декорация из белого пенопласта. Стол, кресла, нелепые платья, в которых актрисам противопоказано наклоняться вперёд.
Юноша бледный в костюме Ленского и с классическим гнусавым звуком, столь традиционным для этой партии. Музыка Петра Ильича Чайковского: Евгений Онегин, лирические сцены, потерянный акт. Ленский перед дуэлью прощается с матушкой?
Нет, это княжеский наследник, человек которого на коня посадили в 4 года, а первый меч подарили в 3. Мальчику выдают наган и он спешит убить куму.
Входит князь. К нему идёт жена в компании девочки из фильма "Звонок". Уважаемый режиссёр, "Звонок" - это японский фильм, не русский. Я понимаю, что и Россия, и Япония для вас - это страны на востоке, но все-таки хоть одну лекцию по географии в Оксфорде, вы, надеюсь, посещали. Девочка садится за стол и что-то молча рисует. Князь с княгиней ругаются и уходят.
Внезапно начинается "штурм Зимнего". Характерно одетая толпа с кувалдами выбивает окна вместе с рамами и врывается во дворец. Рамы из пенопласта неторопливо падают на сцену. Дальше поначалу неплохая боевая сцена с разгневанным пролетариатом и защитниками дворца. "Лёнский" даже проявляет наличие характера, успокоив толпу.
Хорошо, режиссёр, возможно, смотрел Эйзенштейна.
Действие третье. Сцена харасмента. Князь и Кума. На сей раз пенопластовые стены закрыты драпировкой.
Сцена подготовки к визиту княжича. Кума переодевается в более соблазнительный наряд. Без нелепого платья, в струящемся более лёгком наряде, девушка оказывается обладает красивой, стройной и статной фигурой.
Сцена покушения. На кушетке лежат подушки под покрывалом. Кума спряталась. Приходит княжич и дважды стреляет в подушки. Кстати, в недавней постановке Зигфрида в Байройте Зигфрид расстреливал Фафнера холостыми из автомата. Так там перед спектаклем предупреждали: будут выстрелы. Для людей с военным ПТСР это важно. У нас такого предупреждения не было. Краем глаза заметил, что как минимум один человек в партере автоматически дёрнулся прикрыть свою спутницу в момент выстрела. Не надо так.
Дальше следует сцена объяснений. "Онегин, я так вас люблю, возьмите свой наган, Онегин". Зачем, вот зачем пистолет? В 19 веке кинжалы по-прежнему были в ходу.
И вот уж Герман близится, а полночи всё нет. Скоро финал. Занавес поднимается. Всё те же пенопластовые стены, но какие-то покосившиеся. В окне правой стены торчит ствол дерева.
Под деревом сидит зеленолицый водяной. "Я водяной, я водяной."
Появляются две бабки-ежки.
Извините, перепутал. Это колдун, а к нему пришла княгиня с подругой. Колдун начинает петь "Будь как дома путник". Снова я что-то перепутал? А, извините, княгиня покупает зелье. Колдун нюхает шарф княгини. Все уходят.
Является Кума. Снова княгиня. Белоснежка, скушай яблочко. Выпей отравы, тварь.
Кума пьёт воду, Княгиня счастлива. Кума умирает на руках княжича.
Дерево исчезает, посреди снова появляется стол. Князь требует от сына отдать ему куму. Слуги сервируют стол. Княжич против. Вокруг на деревянной лошадке бегает девочка из "Звонка".
Князь хватает со стола наган и дважды нажимает на спуск. Кажется, между действиями пистолет забыли перезарядить. Дважды осечка. Княжич сидя в кресле "умирает от разрыва сердца".
Внезапно в зал молча входят лицеисты, толпа. Поют, уходят.
Князь страдает. "Кто там, там в углу, колышется-растёт... Чур, чур... ". Сыноубийца сходит с ума. Вокруг на лошадке продолжает бегать девочка из "Звонка". Княгиня кормит труп сына с ложечки. Слуги сервируют стол. Занавес.
Что касается певцов. Молодцы все. Князь прекрасен. Княгиня, кума, дьяк. Княжич вокально был хуже. Ощущение, что певец поёт четвертью своего настоящего голоса. Верх узкий, назальный. По низу слышно, что голос должен быть намного сильнее, крепче. Оркестр хорош. Хотелось, конечно, услышать исполнение Валерия Гергиева. Мусоргский, Рахманинов и Чайковский у него всегда были чудо как хороши. Но и заменивший его молодой дирижёр тоже был очень даже.
Надеюсь в будущем увидеть в Мариинском театре нормальную, продуманную постановку, а не вот это странное.
P. S. Кстати, ответ на вопрос почему в конце всё обставлено как семейный ужин. Потому что режиссёр решил из остро социальной драмы с элементами сказки и фентези, сделать историю о домашнем насилии и харасменте.
#мариинский #чародейка #режопера